Поводом к написанию явилось то, что интерес к блокадной истории родного города вывел на воспоминания Светланы Васильевны Магаевой о жизни блокадного Ленинграда, вошедшей в сборник воспоминаний "Мученики ленинградской блокады". Из аннотации к книге:
Светлана Васильевна родилась в Ленинграде в 1931 году. Пережила блокаду в возрасте 10 лет. После войны окончила биологический факультет Ленинградского университета. Работает в НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН (Москва). Защитила диссертацию на степень доктора биологических наук. Изучает патологию нервной и иммунной системы. С 2004 года прихожанка храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Среди её воспоминаний есть рассказ о человеке, который в голодном Ленинграде осени 1941 года поделился с ней, тогда десятилетней девочкой, куском хлеба. Эта небольшая заметка об этом человеке, выдающемся учёном и священнике.
ВНИМАНИЕ! Если Вы искали рассказ известного детского писателя Сергея Алексеева с похожим названием "Блокадный хлеб", ссылка на книгу с этим рассказом в конце этой статьи.
ВНИМАНИЕ! Если Вы искали рассказ известного детского писателя Сергея Алексеева с похожим названием "Блокадный хлеб", ссылка на книгу с этим рассказом в конце этой статьи.
Ухтомский Алексей Алексеевич (1875—1942) — физиолог, академик Академии наук СССР (1935; ч.-к. с 1932 г.). Преподавал в Петербургском (Ленинградском) университете (1906—1942). С 1937 года — директор электрофизиологической лаборатории Академии наук СССР.
Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и других, Ухтомский открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его «доминантой» («Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Понятие о доминанте — стойком очаге возбуждения — нашло широкое применение в медицине, психологии, педагогике и наряду с учением Ухтомского об усвоении ритма позволило по-новому осветить природу утомления. Ухтомский является автором курсов лекций «Физиология двигательного аппарата» (1927) и «Очерк физиологии нервной системы» (1945; опубликовано посмертно).
Ухтомский писал: «Я думаю, что настоящее счастье человечества будет возможно в самом деле только после того, как будущий человек сможет воспитать в себе способность переключения в жизнь другого человека, когда воспитывается в каждом из нас доминанта на лицо другого».
Отрывок из книги воспоминаний С. Магаевой "На краю жизни":
ЕПИСКОП АЛИПИЙ (УХТОМСКИЙ) И БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ
октябрь 1941
Алексей Алексеевич остался в блокадном городе, как ни уговаривали его власти эвакуироваться на Большую землю. Его хотели сохранить как достояние нации. Ведь это был ученый с мировым именем, и к тому же пожилой человек. Но он решительно отказался уехать из города. Должно быть, считал ниже своего духовного и княжеского достоинства покинуть город святого Петра в лютой беде.
В свое время он получил высшее духовное образование в Московский Духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. В процессе изучения духовной сущности человека Алексей Алексеевич увлекся физиологией, окончил физико-математический факультет Ленинградского университета по биологическому отделению и посвятил себя развитию физиологической науки. Конечно же, он не мог бросить Университет и свою кафедру в столь тяжелое время. Говорят, что он уведомил Большой дом о своем решении остаться и подписал бумагу так, как подписывался всегда: «Князь А. Ухтомский».
В то время мы не знали, что Алексей Алексеевич был епископом Алипием. Должно быть, и как высокое духовное лицо он не мог покинуть людей, обреченных врагом на мученичество и уничтожение.
С начала войны академик Ухтомский стал заниматься организацией исследований травматического шока и изучением других проблем, связанных с войной. Старый друг Алексея Алексеевича профессор А. И. Колотилов рассказывал, что на вопрос, почему он не уезжает, академик ответил: «Я должен закончить работу. Жить мне уже недолго, умру здесь».
Алексей Алексеевич много работал и держался на ногах, сколько мог. В последний раз мы видели его осенью сорок первого года, случайно встретив на Менделеевской линии, недалеко от университета. Он шел домой из академической столовой. Некоторое время мы с мамой ходили туда обедать, так как там не вырезали талоны продуктовых карточек, а кормили сытно и вкусно.
Алексей Алексеевич выглядел больным, шел медленно, тяжело опираясь на посох. Маму он помнил, а меня не узнал, ведь прошло лет шесть с тех пор, как мама брала меня с собой на университетские лекции после смерти моей няни. Тихо засмеялся, вспомнив наше забавное знакомство. Потом достал узелок из глубокого кармана долгополого пальто. В носовом платке был завернут кусок хлеба. Алексей Алексеевич разломил его и протянул мне половину. Я отказывалась, пытаясь объяснить, что так нельзя, ведь хлеб — это жизнь… Он улыбался и уверял, что академический паек вполне достаточен для его жизни. Погладив меня по щеке и перекрестив, он медленно пошел в сторону набережной.
Тогда я не поняла, что это было благословение епископа Алипия. Должно быть, благословляя меня, Алексей Алексеевич просил Бога помочь мне выдержать грядущие муки блокады и выжить.
Так или иначе, в моих руках оказался хлеб епископа Алипия. Я растерялась, хотела догнать Алексея Алексеевича, но мама удержала меня, объяснив, что это его обидит… Мы долго стояли на холодном ветру и смотрели на медленно удаляющуюся фигуру Алексея Алексеевича, пока он не исчез за углом университета. Мама вздохнула и сказала, что, должно быть, мы видим его в последний раз. Хлеб епископа Алипия мы ели дня два, добавляя по маленькому кусочку к нашему скудному пайку.
Алексей Алексеевич продолжал работать до конца своих дней. Весной сорок второго года, ослабев физически, он с неимоверным трудом прошел от своего дома на 16-й линии почти до стрелки Васильевского острова, чтобы выполнить обязанности официального оппонента в Ученом совете Зоологического института на защите докторской диссертации Н. Н. Малышева. За месяц до смерти он подготовил доклад к сессии, посвященной годовщине со дня рождения И. П. Павлова. Доклад был опубликован в трудах сессии посмертно, в сентябре 1942 года.
ИСТОЧНИКИ
- С. Магаева, Е. Марттила Мученики ленинградской блокады, CЕСТРИЧЕСТВО ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ, МОСКВА 2006
- Страница на сайте Российской Академии Наук о епископе Алипии.
- Академик Алексей Ухтомский: учение о доминанте как шаг к гармонии науки и веры
- Ухтомский А.А. Избранные труды. (Л.: Наука, 1978. - Классики науки)
- Статья на образовательном портале museum.edu.ru
- Википедия
Комментариев нет:
Отправить комментарий